Примерно в 350 метрах от Пирамиды Хеопса находится большой Сфинкс, по-арабски Абу эль-Хол, что значит "отец ужаса". Это колоссальная, 73 м. в длину, статуя льва с человеческой головой. Некоторые считают, что это портрет фараона Хефрена, охраняющего свою гробницу. Сначала Сфинкс назывался Хор-эм-Ахет, то есть "Хор на горизонте", из чего образовалось греческое слово Хармакис. В течение веков тело Сфинкса неоднократно засыпал песок, так что на поверхности оставалось лишь его загадочное лицо пяти метров в высоту, и каждый раз люди расчищали Сфинкса от песка. Самая знаменитая расчистка была проведена Тутмосом IV, которому во сне явился бог Хармакис и приказал освободить Сфинкса от песка. В 1817 году итальянцам удалось очистить от песка всю грудь Сфинкса, а полностью он был освобождён от тысячелетних песчаных наносов в 1925 году.
Что касается следов разрушения на лице легендарного человеко-зверя, то чаще всего можно услышать, что нос статуи отшибло пушечным ядром во время наполеоновской битвы с турками у Пирамид (1798 г.); в других версиях легенды место Наполеона занимают англичане или мамлюки. На ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника Нордена, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 г.
Хотя отсутствие носа можно объяснить «естественным износом» скульптуры (многовековое действие ветра и влаги), более правдоподобным представляется объяснение средневекового каирского историка аль-Макризи. Он пишет, что в 1378 г. один суфийский фанатик, застав феллахов приносящими дары Сфинксу в надежде пополнить свой урожай, исполнился гнева и отбил у «идола» нос, за что был растерзан толпой. Из рассказа аль-Макризи можно заключить, что для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила, от которого, как они полагали, зависел уровень разлива великой реки и, соответственно, плодородие их полей.
Сфинкс дошёл до наших дней не только без носа, но и без накладной церемониальной бороды, фрагменты которой можно увидеть в Британском и Каирском музеях. Однако она, скорее всего, была «приделана» к нему не изначально, а в период Нового Царства. Об этом свидетельствует типичная округлая форма бороды — накладной, носимой фараонами лишь в качестве символа власти (стандарты красоты того времени требовали, чтобы мужчины были гладко выбриты).
Обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадочными. Начиная с 1950-х гг. в популярной литературе датировка Сфинкса периодом Древнего царства стала ставиться под сомнение. Утверждалось, что нижняя часть сфинкса представляет собой классический пример эрозии, вызванной длительным нахождением камня в воде.Последний раз соответствующий уровень осадков наблюдался в Египте на рубеже IV и III тысячелетий, что, по мнению сторонников этой теории, указывает на создание статуи в Додинастический период или даже ранее. В научной литературе особенности эрозии скульптуры объясняются другими причинами — вторичной трещинноватостью, действием кислотных дождей, низким качеством известняка.
Древнеегипетское название Большого Сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» — греческое и означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известной притче о загадке сфинкса. Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского, неосновательно. Средневековые арабы (в «Тысяче и одной ночи» и других текстах) именовали Большого Сфинкса «отцом ужаса». По определению Тита Флавия, римского ученого и писателя, египетский сфинкс - символ силы и ума: львиное туловище обозначает силу, человеческое лицо - ум. И сила, и ум нужны сфинксу, чтобы охранять пирамиды и храмы, полные сокровищ.